Ребенок-фантазер

Дети-дошкольники во многом живут в мире сказки, фантазий, волшебства, магии, чуда. Мир фантазий совершенно необходим для здорового развития дошколят. В этом волшебном мире дети получают защиту, поддержку и возможность познавать окружающий мир через веками накопленную мудрость. Способность к фантазированию говорит об активно развивающейся у ребенка функции воображения, которая необходима для здорового и гармоничного развития. Источники и причины фантазий могут быть разными. Это может быть яркий сон, который ребенок принял за действительность; выражение его затаенных желаний: «А мне папа купил щенка». Это может быть и безотчетное стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Это может быть желание справиться с какими-то страхами. Вымыслы могут возникать и вследствие частых запретов взрослых: любознательный малыш пытается с помощью фантазий обойти ограничения, налагаемые взрослыми. Наконец, это может быть и просто свободное фантазирование в игре.

Нормальное фантазирование — дети воображают себя героями сказок, играют в любимых персонажей, могут в процессе игры перевоплощаться даже в неодушевленные предметы, оживляют в своих фантазиях игрушки, придумывают сами сказки, картины, сюжеты, борются со своими страхами, фантазируя о приведениях, скелетах и прочих пугающих персонажах.

Защитное фантазирование — дети придумывают себе другую реальность: другого папу или маму, другую семью, иное материальное положение. Иногда ребенок может придумать друга, которого у него на самом деле нет. Защитное фантазирование, как правило, указывает на определенную проблему, с которой ребенку трудно справиться, и он делает это с помощью создания другой, более помогающей ему реальности.

Родителям важно знать, что:

Детям присуще магическое, сказочное мышление. Оно им совершенно необходимо. Через сказку ребенок познает законы и правила жизни, особенности характеров, ситуаций, решений, выборов, действий.

 Дети часто идентифицируют себя с теми героями, чьи качества им хотелось бы присвоить. Играя или бесконечно слушая сказки о таком герое, ребенок как бы примеряет на себя его характер, пытаясь ощутить и вобрать в себя недостающие ему самому качества.

Воображение — важная психическая функция, не менее важная, чем память и логика. В дошкольном возрасте именно через воображение во многом идет развитие психики ребенка, особенно ребенка творческого склада.

Развитие воображения может тормозиться в следствие:

*приучения ребенка к строгому и неукоснительному порядку;

*высмеивания фантазийной жизни ребенка;

*критики результатов его творчества и фантазирования;

*обесценивания воображаемого мира ребенка, постоянного стремления погрузить его в реальность и рациональность мира.

Фантазия и вера в чудо важны и необходимы ребенку, потому что именно они помогают справляться с детской тревогой о собственной «малости», позволяет принимать подчиненное положение по отношению к взрослому миру и ограниченность собственных возможностей.

Как реагировать на фантазирование ребенка:

Игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы означает, что у ребенка живой, любознательный ум. Такую замечательную способность необходимо развивать и поощрять. Ребенку важно давать свободу фантазирования — это развивает в нем творческую личность, способную создавать новое. Можно присоединиться к малышу и пофантазировать вместе с ним. Общение с ребенком поможет лучше понять его, создаст основу для взаимного доверия и духовной близости.

* Если ребенок придумывает сказку, сюжет, невероятную историю, стоит его выслушать, поинтересоваться подробностями, героями и событиями. Не следует уличать ребенка во лжи, говорить: «Такого не бывает», «Ты просто все выдумал», «Ты неправильно придумал» и т.д.

* Ни в коем случае нельзя высмеивать или публично обсуждать плоды детских фантазий. Вы рискуете потерять доверие собственных детей.

* Важно постепенно учить ребенка-фантазера создавать из своих фантазий законченный продукт. Многие творческие дети быстро загораются идеями, но им недостает усидчивости и усердия довести свои идеи до финального воплощения.

Фантазирование ребенка «про страшное» не стоит прерывать, бесполезно убеждать ребенка в нереальности существования приведений, Бабы-яги и иных пугающих персонажей. Лучше поговорить с ним о его страхах с сочувствием и пониманием, предложить ему в помощь какую-нибудь игрушку, наделенную силой защитника. В случае невозможности справиться со страхами своими силами, стоит обратиться за помощью к психологу.

 Если ваш ребенок не просто играет в сказочных героев, а начинает «быть» ими, то есть не играет в тигра, изображая его, а как бы становится им на достаточно долгое, неигровое время, то стоит обратиться за консультацией к психологу или психоневрологу.

 Если вы столкнулись с защитным фантазированием, то ни в коем случае не ругайте ребенка. В этом случае также следует обратиться к психологу за индивидуальной или семейной консультацией. Специалисты помогут ребенку или семье справиться с трудной ситуацией.

Written by 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *