Моцарт вместо аспирина

«Арттерапия детской агрессивности: Музыкотерапия»

Учёные и медики сходятся на том, что музыка благотворно влияет на здоровье. Чтобы успокоить сердцебиение, слушайте народные оркестры; внимание и умственную организацию  усилят произведения Моцарта.

Музыка на подсознательном уровне управляет нашими эмоциями и поступками, заставляя плакать, мечтать, размышлять, танцевать. Какой бы ни была наша реакция, музыка влияет на нас физически. Музыка, ритм которой 60 ударов  в минуту, может повысить общее самочувствие и внимательность.

             «Мои возражения против музыки Вагнера являются физиологическими, — как-то сказал Ницше,  – «мне становится трудно дышать…» Замедлив темп музыкального произведения или прослушивая более медленную музыку, можно углубить или замедлить дыхание, дать возможность успокоиться мозгу. Григорианские песнопения, современные оркестровки и народная музыка обычно дают такой эффект.

            Музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление. Сердцебиение реагирует на частоту, ритм и громкость, которые могут ускорять или замедлять сердечные ритмы. Чем быстрее музыка, тем быстрее бьётся сердце; чем медленнее музыка, тем медленнее ритм сердечных сокращений.

           Одним из первых эффективность музыки при лечении отметили греки. Ещё  у Гомера описывалось, как исполнение мелодичных песен способствовало исцелению ран героев. А Пифагор  в своей школе проводил специальные занятия по хоровому исполнению песен, так как считал, что гармония  в музыке рождает гармонию  в душе.

            В 19 веке спокойной, расслабляющей музыкой лечили своих пациентов многие европейские психологи, однако настоящий взрыв интереса к музыкотерапии случился на Западе только  в середине 20 века. В Норвегии в середине 1980-х годов начали использовать музыку  в качестве терапевтического средства при лечении детей с серьёзными физическими и умственными недостатками. Была разработана так называемая музыкальная ванна – специальная среда, где дети, как  в воду, погружались  в звук. Учёные сделали вывод, что современные оркестровки, народная, классическая и популярная музыка могут снижать мышечную напряжённость и успокаивать детей.

«Можно ли лечить музыкой детскую агрессивность?» — на этот вопрос уже давно существует положительный ответ. Сейчас во всём мире и  в России функционируют специальные лечебные центры,  в которых очень  широко применяют  методику лечения многих заболеваний с помощью звука. Врач-педиатр и хирург Михаил Лазарев открыл  в Москве Детский центр восстановительного лечения, где целители работают не только с детьми, но и с беременными женщинами.

            Влияние музыки на человеческий организм отмечено ещё в папирусах жрецов Древнего Египта. В  3-м веке до н.э. в Парфянском царстве был построен музыкально-медицинский театр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски. Нервных расстройств, сердечных болей и других болезней.  В 14-м веке в Италии с помощью музыки, где темп возрастал с каждой минутой, лечили от ядовитых укусов тарантула. А вы слышали такое выражение – «станцовывать недуг»? Он пошёл из Италии, где с помощью очень ритмичного  быстрого танца – «тарантеллы» — тоже лечили больных. Интересно. Что Эскулап – бог медицины  у древних греков – считался также музыкантом. А покровитель музыки Орфей был целителем.

            Звук на самом деле может всё – и вылечить  и убить. В физике известен такой опыт: на лист железа насыпают песок и воздействуют на него разными звуками – песок при этом начинает принимать различные формы, для каждого звука свой. Звук – это вибрация, которая воздействует на тело человека точно также,  как и  на песок. Только сила воздействия при этом намного больше, потому  что  у человека есть специальные органы, предназначенные для того, чтобы принимать вибрацию звука. Сигналы о том или  ином звуке через уши попадает в мозг, после чего определённые зоны мозга начинают возбуждаться. А поскольку все функции организма так или иначе связаны с мозгом, то изменения, происходящие в нём, начинают влиять на все физиологические процессы в организме.

              Вы скажете —  как определить, какие звуки полезны для организма, а какие нет? Очень просто. Те звуки, которые нам неприятны, не могут быть полезны, они приводят к болезням. Например, школьные учителя, которым приходится проводить иного времени среди крика и шума, часто страдают заболеваниями органов слуха. Но есть и другие звуки – звуки, доставляющие удовольствие. Издревле  человек учился  фиксировать и производить их – собственно, так и получилась музыка. И если музыка действительно музыкальна, то есть представляет собой гармоничное сочетание наиболее приятных человеку звуков, то она оказывается полезной для организма и может обладать большой целительной силой.

               Ещё в 1-м веке до н.э  Пифагор установил, что обладая особым воздействием, музыка способна  повышать и развивать интеллект  человека. Поэтому члены  пифагорейской школы проводили занятия математики под звуки музыки. В наше время проводились эксперименты над крысами, и после воздействия на их мозг музыки, у них увеличивался рост клеток, отвечающих за интеллект. Сейчас уже точно доказано, что  с помощью звука  человек может приобрести  определённые качества или избавиться от них, изменить своё эмоциональное состояние и, конечно же, избавится от болезней. Известный  русский хирург академик Борис Петровский во время сложных операций также использовал музыку – он заметил, что,  подчиняясь воздействию ритмов, весь организм человека начинает работать более гармонично.

                Иногда задумываешься, почему музыка Чайковского, Моцарта остаётся бессмертной? По мнению учёных,  потому что она не просто приятна, она гармонизирует все  физиологические и психологические процессы в организме человека. «Лечит» не только душу, но и тело. Но целительные качества присущи, конечно же, не всей музыке. Это тоже подтверждено экспериментами.  Например, классическая музыка способна стимулировать рост пшеницы, а вот рок-музыка на это не способна. Когда транслятор музыки поместили в глубины океана, выяснилось, что классическая музыка притягательна для рыб, а рок-музыка их отпугивала. И мы с вами прекрасно чувствуем, какая музыка благоприятно воздействует на наш организм, а какая раздражает. Гениальная музыка всегда целительна.  А лучшего врача, чем Моцарт, трудно себе представить.

                   Кстати, создатель музыкальной фармакологии американец Роберт Шоффлер предписывает с лечебной целью  слушать все  симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также такие произведения, как «Лесной царь» Шуберта или  «Оду радости»  из девятой симфонии Бетховена. Эти  музыкальные шедевры особенно стимулируют в организме активизацию энергетических процессов, которые направляются на борьбу с болезнью.

                   Сейчас учёные и врачи  в один голос говорят о целебном воздействии классической музыки на плод беременной женщины и на рост и развитие детского организма. Музыка благотворно влияет на формирование костной структуры. Звуковые вибрации производят массаж всех внутренних органов, они достигают глубоко  лежащих тканей и клеток, стимулируя в них кровообращение. Распространяясь  по всему организму, вибрации повышают  его тонус, укрепляется мускульная система.  А дети, чьи мамы во время беременности занимались по методике Лазарева  музыкальной терапией,  по всем параметрам – физическому развитию, интеллектуальным и творческим способностям, значительно опережают других детей.

                      Так что выражение «Моцарт вместо  аспирина» — вполне  оправданное утверждение. Так давайте же прислушиваться к своему организму и дома, после работы прежде, чем включить телевизор или магнитофон,  мы вспомним простое правило: «Слушай и не навреди!»

           

            

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *